Аноректальный свищ — это патологический канал, соединяющий просвет анального канала с кожей перианальной области или соседними органами. Наибольшие трудности в лечении представляют свищи, затрагивающие глубокие отделы сфинктерного комплекса и сопровождающиеся высокими или подковообразными затёками. Такие особенности значительно повышают риск рецидива, послеоперационного недержания кала и/или газов, а в отдельных случаях требуют формирования колостомы.
Некоторые виды операций по поводу свищей прямой кишки предполагают пересечение той части сфинктера, которая проходит под свищевым ходом, что может приводить к симптомам недержания.
Простые свищи, проходящие менее чем через 30% толщины сфинктерного комплекса, обычно хорошо поддаются лечению при простом иссечении и сопровождаются низким риском развития недержания кала. Однако если свищ захватывает значительную часть сфинктера, применение этого метода становится невозможным: риск рецидива и нарушения удержания кала возрастает пропорционально толщине сфинктера ниже уровня свища, наличию полостей и дополнительных затёков, выраженности рубцовых изменений после предыдущих операций и другим неблагоприятным факторам.
В условиях отсутствия «золотого стандарта» лечения сложных свищей высокого уровня продолжаются разработки новых методик, обладающих достаточной эффективностью и меньшей травматичностью для запирательного аппарата пациента.
В клинике колопроктологии и малоинвазивной хирургии (ККМХ) Первого МГМУ имени И.М. Сеченова проводится лечение всех форм прямокишечных свищей с применением различных хирургических методов – как радикальных, так и малоинвазивных.
В настоящее время для лечения сложных свищей прямой кишки с высокими рисками развития анального недержания в ККМХ применяется методика трансанального раскрытия межсфинктерного пространства (TROPIS –Transanal opening of intersphincteric space treatment), разработанная индийским врачом-колопроктологом P. Garg. Эта процедура предполагает трансанальный разрез между сфинктерами для обеспечения дренажа, иссечение инфицированных участков и сохранение проходимости сфинктера. Заживления при применении указанной технологии достигают 85-90%.
Важной особенностью в определении показаний к операции и ее планировании является предоперационная диагностика, позволяющая оценить анатомические взаимоотношения свищевого хода и структур анального канала. Наиболее точным методом в данном случае является магнитно-резонансная томография анального канала с внутривенным контрастированием.
Вторым перспективным направлением в лечении сложных аноректальных свищей является применение аутологичных материалов из собственных тканей пациента (кровь, жир). Эффективность и безопасность их использования как для лечения аноректальных свищей, так и для ликвидации ректовагинальных фистул были продемонстрированы в зарубежных и отечественных работах.
В настоящее время активно применяется аутологичная обогащенная тромбоцитами фибриновая масса, полученная из крови пациента, а также стромально-васкулярная фракция адипоцитов.
Первые клинические исследования новой методики по применению аутологичной стромально-васкулярной фракции (СВФ) адипоцитов для лечения сложных аноректальных свищей были начаты в Сеченовском Университете два года назад.
Операция подразумевает забор небольшого количество жировой ткани пациента с последующей специальной обработкой материала. В результате этого формируется стромально-васкулярная фракция, богатая клетками с высоким регенераторным потенциалом.
Для повышения эффективности метода в Клинике разработана технология обработки свищевого хода с последующим заполнением его фибриновой массой из крови самого пациента. Это стимулирует регенерацию тканей в зоне хронического воспалительного процесса.
Одним из ключевых аспектов лечения является то, что все используемые материалы являются аутологичными — то есть полученными непосредственно от самого пациента, которому предстоит малоинвазивное вмешательство. Основное преимущество таких материалов состоит в их полной биосовместимости: они не вызывают аллергических реакций и исключают риск отторжения, поскольку не являются инородными для организма.
Таким образом, описанные методики расширяют показания для применения сфинктеросберегающих операций вместо более травматичных методов, которые могут нанести непоправимый урон запирательному аппарату прямой кишки. Это, несомненно, позволяет помочь большему числу пациентов даже при отсутствии эффекта от предыдущих вариантов лечения.
Тем не менее, несмотря на данные зарубежных исследований, демонстрирующие результаты применения этих вмешательств и описывающие их профиль безопасности, в нынешних условиях необходимо строго придерживаться действующих клинических рекомендаций. Именно поэтому все новые варианты хирургического лечения, в том числе описанные в статье, осуществляются в рамках клинических исследований на базе университетских клиник и не находят широкого применения в больницах общепроктологического профиля и коммерческих учреждениях.
Наша задача состоит в повышении осведомленности врачей и пациентов о новых и эффективных методах хирургического вмешательства при сложных аноректальных свищах. А то, что ранее казалось неподвластным, с успехом поддается лечению при правильном и современном подходе.