Рассматривая варианты бизнеса, в который можно вложиться сегодня, люди останавливаются на самых простых или очень популярных нишах. Медицину часто обходят стороной ввиду сложности, специфичности и наличия целого ряда рисков. Причем подобные выводы зачастую делаются без глубокого анализа, а на собственных ощущениях. О том, так ли страшен черт, как его малюют, мы решили узнать у эксперта, на счету которой более 60-ти открытых клиник, успешно работающих и по сей день. Знакомьтесь – Евдокия Любимова. Кроме консалтинговых услуг Евдокия руководила компанией по поставке медицинского оборудования. А это значит, что перед нами не типичная «инфобизнесвумен», а человек, глубоко погруженный в сферу. Пользуясь случаем, зададим Евдокии самые наболевшие вопросы по открытию клиник.
Бюджет будет сильно варьироваться от состава специализаций, локации и ценового сегмента будущего предприятия. Кроме того, важно понимать, что открыться можно и на 1-5 млн.руб, вопрос лишь в устойчивости концепции. Если мы не хотим закрыться через полгода, то для узкого профиля в общей медицине это от 15 млн.руб. в городах с населением до миллиона человек. В городах миллионниках — от 20 млн.руб., а в Москве понадобятся и все 30 млн. руб. минимум. Для стоматологий и косметологий это от 20 млн.руб. В небольшом городе, от 35 млн.р в милионнике, от 45 млн.р в Москве. Важно понимать, что оборудование – очень дорогая статья расходов. Если говорить про МРТ (аппарат магнитно-резонансной томографии), то сегодня бывшие в употреблении машины стоят 25-60 млн.руб., а новые 90-150 млн.руб. А для оперблоков, ЦСО (центральных стерилизационных отделений), стационаров, собственных лабораторий и клиник ВРТ (вспомогательных репродуктивных технологий ЭКО (экстрапоральное оплодотворение/ИКСИ (интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида в яйцеклетку)), кроме дорогостоящего оборудования нужен еще и дорогой ремонт с чистыми помещениями, специализированной вентиляцией, медицинскими газами, палатной сигнализацией, палатами реанимации и тд. На сегодня минимальный оперблок — это 50 млн инвестиций. Поэтому сделать, например, оперблок или онкологию «на коленке» не получится. К ним очень пристально внимание надзорных органов.
Не существует универсально «хороших» или «плохих» по тем или иным признакам концепций клиник. Здесь важно гибко подстраиваться под рынок, а не ломать его. Начать стоит с маркетингового исследования вашего региона, чтобы оценить спрос, предложение, конкурентное окружение и выявить дефицит кадров. А вообще самые популярные направления сегодня – это «микроклиники» на 3-10 кабинетов (косметология, гинекология, неврология, стоматология). Детское направление почему-то не пользуется большой популярностью среди предпринимателей, что очень зря. Ведь конкуренция там низкая, а спрос хороший почти по всей Российской Федерации. Большие холдинги все чаще обращаются к нам для открытия санаториев и медицинских центров при заводах. Также сейчас какой-то бум на превентивную медицину (AntiAge, IV-терапию (Intravenous therapy — капельницы)).
Он определенно обладает лидерскими качествами и не желает работать в найме. Скорее всего, начал замечать, что его руководитель делает что-то не так, и чувствует внутри себя потенциал сделать лучше. Зачастую это популярный врач-блогер, у которого уже сформирована база пациентов и потенциальных сотрудников. Также это может быть инвестор не из медицинской сферы, но с глубокой философией и желанием сделать мир лучше.
Конечно, ужесточаются. Одним из катализаторов тому послужил ковид, который «вскрыл» множество слабых мест и точек роста в законодательстве, а также серьезно обратил внимание государства на отечественную медицину в целом. Практически ежедневно выходят новые постановления, обновляются стандарты, клинические рекомендации и другие документы. Кроме того, ЕГСИЗ (единая государственная информационная система в сфере здравоохранения) уже очень скоро даст возможность прозрачной статистики по всей медицине в стране. Пока мы имеем ее только по государственным учреждениям. Так что нарастающее регулирование — это не всегда плохо, ведь в медицину теперь не лезут все подряд и, тем самым, снижается риск вреда здоровью пациента.
Точной статистики предоставить не могу, но классическим рядом причин, выявленном в ходе практической деятельности, поделюсь. Во-первых, не заложили денег на маркетинг. Часто бывает так, что все ресурсы ушли на помещение, оборудование и открытие, а вот за какой счет будет поддерживаться жизнедеятельность бизнеса далее – непонятно. Кроме того, клиники часто открывают врачи без знаний менеджмента, думая, что смогут успешно существовать на рынке. К сожалению, это не так. И именно для таких врачей я и создала авторский курс Mini MBA Управление в медицине, который поможет обычным врачам обрести все знания и инструменты по эффективному управлению клиникой. После его прохождения перспективы открытия собственной клиники или получения руководящей должности неминуемы.