Главная Статьи

ДПО-2026: новые правила игры для медицинского образования.

17 сентября 2025
Время чтения: 6 минут

О грядущих переменах 2026 году переменах в дополнительном профессиональном образовании медицинских работников. Изменения в законе о медицинском образовании вступают в силу поэтапно, в марте и сентябре будущего года.

Содержание

– Мне бы хотелось сразу внести ясность: никакого нового закона, ограничивающего возможности медицинского образования, нет. Речь идет об изменениях в существующем законе «Об
образовании», направленных на повышение качества медицинского образования, особенно в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО). Эти изменения не ограничивают, а регулируют условия реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, – говорит Дмитрий Алексеевич.

Изменения прежде всего затронут: 

Медицинских работников, проходящих повышение квалификации и профессиональную переподготовку, — им нужно будет адаптироваться к новым требованиям, включая обязательную практическую подготовку, к реализации программы.

Образовательные организации, которые должны будут соответствовать типовым программам и получить заключение Росздравнадзора.

Цель нововведений – улучшение подготовки специалистов для повышения качества медицинской помощи и фармацевтической (кстати!) – в долгосрочной перспективе, а это напрямую зависит и от качества дополнительного медицинского образования прежде всего.

Что поменяется? Три ключевых изменения: 

1. Типовые программы 

Регламентируются условия реализации программ: требования к преподавателям, материально-технической базе, базам практической подготовки и проценту дистанционного обучения или электронного образования.

Типовые программы разрабатываются Минздравом, для чего сформированы рабочие группы экспертов для каждой специальности.

– Самое важное, что здесь заложено, на мой взгляд, – это требования к базам практической подготовки для реализации программ. Потому что без базы практической подготовки невозможно повышать квалификацию, а тем более осуществлять профессиональную переподготовку. Второе – это, так скажем, «процентовка» условий, при которых применяются дистанционные образовательные технологии и электронное обучение, – говорит Дмитрий Сычев.

Обратите внимание! 

Речь не идет о том, чтобы запрещать электронное и дистанционное образование в медицине целиком. Без применения дистанционных технологий в образовании медиков в современном мире не обойтись, уверен наш эксперт. 

– Но будет прописано конкретно, какой процент дистанционного образования допустим в теоретических курсах для каждой из специальностей. И это определят профессионалы по поручению Минздрава, каждый в своей области. Где-то этот процент будет больше, где-то, как, к примеру, в хирургических специальностях, меньше, – отмечает эксперт. 

2. Заключение Росздравнадзора 

Федеральная служба будет оценивать, может ли организация реализовать программы ДПО, исходя из соответствия типовым программам.

3. Запрет на 100% дистанционные программы 

Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки не могут быть целиком дистанционными – обязательна очная практическая компонента.

– Мне кажется, это такая прописная истина. Ну как можно подготовить любого медицинского специалиста только дистанционно? – отмечает Дмитрий Сычев. – Анестезиолога-реаниматолога,например. Так что, изменения в законе «Об образовании» говорят о том, что также программы не должны реализовываться исключительно с помощью электронного и дистанционного образования. 

Участие экспертов РМАНПО в разработке новых правил

Эксперты Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования активно участвуют в процессе разработки типовых программ ПК и ПП практически по всем специальностям

– Академия занималась организацией рабочих групп, которые разрабатывали типовые программы ДПО для всех медицинских специальностей и смежных областей (например, для биологов, медицинских психологов, судебных экспертов). Эти группы, сформированные по поручению Минздрава, включают профессионалов и представителей профессиональных сообществ, что обеспечивает экспертный подход к созданию стандартов, – говорит Дмит­рий Сычев.

Положительные стороны изменений в законе «Об образовании» 

Наш эксперт выделяет «три кита», на которых основываются изменения в законе «Об образовании», касающиеся медиков: 

Повышение качества образования: четкие условия и реализация программ, в том числе и практичес­кой подготовки. 

Экспертное регулирование: профессионалы определят оптимальный баланс дистанционного обучения для каждой специальности.      

Конкуренция за качество образования: такой подход поможет отсеять недобросовестных поставщиков услуг и повысить конкуренцию за качество среди образовательных, научных и медицинских организаций.

– Во время пандемии COVID-19 дистанционные технологии позволили быстро обучить десятки тысяч врачей по клиническим рекомендациям через вебинары РМАНПО. Это показывает реальную практическую ценность такого обучения, но только при разумном использовании, – говорит Дмитрий Сычев. – Послушать лекции и участвовать в практических занятиях со специалистами высочайшего уровня,
«гуру», экспертами в своей области можно оперативно и по всей стране. Так, каждый врач, где бы он ни работал – на Чукотке, на Камчатке, в Якутске, в районной больнице Костромской области, может познакомиться с передовым опытом работы и новыми клиническими рекомендациями, исследованиями и практическими подходами в своей области. 

Среди потенциальных вызовов для системы образования и медицинских работников наш эксперт выделил следующие области: 

Адаптация: врачи столкнутся с требованиями и в связи с этим, возможно, с увеличением времени 
очного обучения. 

Ресурсы: образовательным учреждениям необходимо обеспечить базы практики и оборудование (например, для клинической фармакологии – возможность проводить фармакогенетическоетестирование), должный уровень ППС. 

Баланс работы и учебы: работодателям необходимо выделить время на обучение.

Однако эти трудности – временные и связаны с переходом к новой системе, которая в долгосрочной перспективе повысит качество подготовки, уверен наш эксперт. 

Спорные моменты: вопрос краткосрочных программ

Среди сложных, требующих особого внимания программ наш эксперт выделяет краткосрочные циклы ПК. Сейчас нет ясности, как будут регулироваться короткие, целевые циклы ПК, которые важны для оперативного решения локальных проблем «под запрос» региона, медицинских организаций или в масштабах страны. Например, была необходимость провести такой краткий компакт-курс для терапевтов по вопросу ранней диагностики сифилиса, и короткие программы ПК для врачей первичного звена помогут оперативно и качественно повысить уровень и теоретической, и практической подготовки врачей по этой проблеме. 

ДПО – это не формальность, а важный инструмент обеспечения качества оказания медицинской помощи

В долгосрочной перспективе качественная система дополнительного профессионального образования специалистов здравоохранения даст: 

Минимизацию медицинских ошибок (доказано метаанализами). 

Это вклад в национальные цели, такие как увеличение продолжительности жизни (все национальные проекты имеют и образовательную компоненту).

Врачи должны воспринимать непрерывное медицинское образование как свою обязанность (что записано в клятве российского врача, присяге советского врача).

– Например, в клинической фармакологии, той области медицины, которая мне наиболее близка, правильный выбор лекарств предотвращает осложнения, даже такие грозные, как инсульты, инфаркты, и напрямую влияет на здоровье населения, – говорит Дмитрий Сычев. 

– Важно для специалистов здравоохранения и изменение отношения к системе повышения квалификации, – продолжает наш эксперт. 

– К сожалению, сложилось зачастую формальное отношение к повышению врачебной квалификации со стажем врачей. Между тем эта традиция восходит еще к концу XIX – началу ХХ века, когда существовала четкая система регулярного обновления профессиональных компетенций медиков каждые пять лет – сначала в Центральном институте усовершенствования врачей, ГИДУВах, потом и в других образовательных и научных учреждениях, – говорит Дмитрий Сычев. 

Сегодня ситуация изменилась коренным образом. Наука стремительно движется вперед, появляются новейшие разработки, препараты, оборудование, изделия, клинические рекомендации обновляются регулярно, внедряются передовые методы диагностики и лечения, российские препараты требуют новых подходов. 

– Уже нельзя ограничиваться одним лишь разовым повышением квалификации «в пятилетку» – необходима постоянная непрерывная образовательная активность, непрерывное обучение, каждый год повышение квалификации, – продолжает наш эксперт. – Главные врачи также иногда легкомысленно относятся к выбору курсов повышения квалификации, довольствуясь формальным решением проблемы. Стоит переломить эту ситуацию, создать атмосферу абсолютной необходимости качественного образования, направлять сотрудников на курсы, которые проводят учреждения с высоким уровнем преподавательского состава и оснащенности учебных центров, баз практической подготовки. 

– Мы давали клятву служить больному, непрерывно развивать свои профессиональные компетенции, соответствовать высоким стандартам медицины. Только постоянное стремление к новым знаниям, совершенствование умений, навыков позволит врачу быть профессионалом, способным эффективно помогать своим пациентам. Быть хорошим доктором, – считает Дмитрий Алексеевич Сычев.

Внимание! Сайт содержит информацию предназначенную только для медицинских работников.